Перейти к:
Регламентация биоресурсных центров и биологических коллекций на уровне международных организаций
https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-107-112
Для цитирования:
Кубышкин А.В. Регламентация биоресурсных центров и биологических коллекций на уровне международных организаций. Lex Genetica. 2024;3(4):107-112. https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-107-112
For citation:
Kubyshkin A.V. Regulation of Bioresource Centers and Biological Collections at the Level of International Organizations. Lex Genetica. 2024;3(4):107-112. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-107-112
Подходы к классификации документов, посвященных биоресурсным центрам и биологическим коллекциям
Регламентация деятельности биоресурсных центров и биологических коллекций на уровне международных организаций осуществляется, как правило, в рамках норм так называемого «мягкого права» путем издания руководств, рекомендаций, методических рекомендаций и тому подобных документов. Некоторые предложения по нормативному регулированию могут содержаться и во внутренних документах международных организаций, например в докладах Генерального секретаря ООН и т.п. Указанные документы хоть и не являются формально обязательными, но, тем не менее, отражают общие тенденции и направления развития регулирования в указанной сфере и в связи с этим представляют интерес для научного анализа.
Источники можно классифицировать по различным основаниям.
По предмету регулирования можно выделить документы, непосредственно посвященные биоресурсным центрам и биологическим коллекциям, например Рекомендации ОЭСР по передовой практике для центров биологических ресурсов 2007 г.1, документы, которые затрагивают указанные вопросы, например Рекомендация Совета ОЭСР по биобанкам человека и базам данных генетических исследований 22.10.2009 г.2
По уровню международных организаций, например Доклад Генерального секретаря ООН «Данные для развития», документ ООН E/CN.16/2024/23, Стандарты генбанка для генетических ресурсов растений для продовольствия и сельского хозяйства ФАО 2015 г.4, Практическое руководство ФАО по применению стандартов генбанка для генетических ресурсов растений для продовольствия и сельского хозяйства: сохранение ортодоксальных семян в генбанках семян 2022 г.5 Практическое руководство по применению стандартов генбанка для генетических ресурсов растений для продовольствия и сельского хозяйства: сохранение в полевых генбанках 2022 г.6, Практическое руководство по применению стандартов генбанка для генетических ресурсов растений для продовольствия и сельского хозяйства: сохранение с помощью культуры in vitro 2022 г.7; на уровне Совета Европы, например Рекомендация Комитета министров государствам-членам по исследованиям биологических материалов человеческого происхождения (принята Комитетом министров 11 мая 2016 года на 1256-м заседании заместителей министров)8.
Рекомендации ОЭСР по передовой практике для центров биологических ресурсов
Представляется целесообразным коротко остановиться на некоторых из документов.
Определение биологических ресурсных центров содержится в Рекомендациях ОЭСР по передовой практике для центров биологических ресурсов 2007 г., в соответствии с которыми биологические ресурсные центры – это существенная часть инфраструктуры, поддерживающей биотехнологии. Они состоят из поставщиков услуг и репозиториев живых клеток, геномов организмов, а также информации, относящейся к наследственности и функциям биологических систем. Биологические ресурсные центры содержат коллекции культивируемых организмов (например, микроорганизмов, растений, животных и человеческих клеток), воспроизводимые части этих организмов (например, геномы, плазмиды, вирусы, комплементарная ДНК), жизнеспособные, но еще не культивируемые клетки и ткани организмов, а также базы данных, содержащие молекулярную, физиологическую и структурную информацию, имеющую отношение к указанным коллекциям и обрабатываемую с помощью методов биоинформатики.
Как видим, в этом определении ОЭСР в биологических ресурсных центрах могут храниться и материалы, полученные от человека, что достаточно существенно, т.к. в рамках Федерального закона от 30.11.2024 № 428-ФЗ «О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона “О животном мире”» регламентация коллекций биологических материалов человека не осуществляется.
Рекомендации Совета ОЭСР по биобанкам человека и базам данных генетических исследований
Более подробно принципы и подходы к регулированию деятельности биобанков человека изложены в Рекомендациях Совета ОЭСР по биобанкам человека и базам данных генетических исследований 20.10.2009. В соответствии с этими Рекомендациями биобанки человека и базы данных генетических исследований (далее – Биобанки) представляют собой структурированные ресурсы, которые могут использоваться в целях генетических исследований и которые включают: а) биологические материалы человека и/или информацию, полученную в результате их анализа, и б) обширную сопутствующую информацию.
Как следует из указанных Рекомендаций, целью создания Биобанков должно быть содействие исследованиям. При этом при создании и деятельности Биобанков необходимо учитывать следующие принципы:
- Биобанки должны создаваться, регулироваться, управляться, эксплуатироваться, получать доступ, использоваться и прекращаться в соответствии с применимыми правовыми нормами и этическими принципами.
- Операторы Биобанков должны стремиться быстро и широко предоставлять исследователям данные и материалы в целях расширения знаний и понимания.
- На протяжении всего существования Биобанка операторы и пользователи должны уважать права и свободы человека и обеспечивать защиту частной жизни участников, а также конфиденциальность данных и информации.
- Операторы Биобанков должны учитывать и минимизировать риски для участников, их семей и потенциально идентифицируемых популяций или групп, образцы и данные которых включены в Биобанк.
- Операторы Биобанков должны разработать и поддерживать четко документированные рабочие процедуры и политику для закупки, сбора, маркировки, регистрации, обработки, хранения, отслеживания, поиска, передачи, использования и уничтожения человеческих биологических материалов, данных и/или информации.
- Операторы Биобанков должны четко и открыто сообщать о характере и источниках своего финансирования.
- Операторы Биобанка должны обеспечить, чтобы совокупные и общие результаты исследований, проведенных с использованием его ресурсов, независимо от результата, были доступны общественности либо в форме публикаций, либо иными способами.
С целью обеспечения лучших практик операторы должны предоставлять информацию о научном обосновании, лежащем в основе Биобанка, а также о научных и деловых неопределенностях и рисках, связанных с созданием, эксплуатацией и использованием Биобанка. Создание, управление, менеджмент, эксплуатация, доступ и использование Биобанка, а также его протоколов и процессов для исследовательской деятельности должны быть одобрены или рассмотрены, в зависимости от обстоятельств, независимым комитетом по этике исследований. Операторы Биобанка должны принимать разумные меры для предотвращения дискриминации или стигматизации человека, семьи или группы, независимо от того, внесли ли они вклад в Биобанк или нет.
Ключевая цель Биобанка, которая в настоящий момент является чрезвычайно актуальной, – облегчить использование биологических образцов и данных для оптимизации научной, экономической и социальной ценности. Ряд недавних достижений в технологиях — например популяционная геномика, искусственный интеллект и облачные вычисления — представляют важные возможности для Биобанков и инноваций в области здравоохранения, еще больше увеличивая потенциальную значимость Биобанков в ближайшие годы.
Доклад Генерального секретаря ООН «Данные для развития»
Для целей настоящего обзора представляет интерес ряд подходов к формированию системы управления данными, которые содержатся в Докладе Генерального секретаря ООН «Данные для развития» (подготовлен 05.02.2024)9. Система управления данными является важной составной частью функционирования любых биологических ресурсных центров.
Анализ доклада показывает, что в нем отражены новые подходы к регулированию деятельности по управлению данными. В докладе обсуждается сложная взаимосвязь между данными и устойчивым развитием, а также трудность управления данными. В нем подробно рассматривается потенциал данных для развития, подчеркивается их огромная способность поддерживать инновационные решения проблем во всех областях устойчивого развития.
Применительно к рассматриваемым вопросам отмечается, что технологические достижения ‒ от искусственного интеллекта до квантовых вычислений ‒ могут значительно усовершенствовать методы фармакогенетики, предоставив сложные инструменты для анализа и интерпретации генетических данных10. Учреждения могут использовать искусственный интеллект для анализа геномных данных онкологических пациентов, создавая непрерывный цикл данных от идентификации пациента до лечения и мониторинга результатов. Быстрое геномное секвенирование позволяет выявить генетические маркеры заболеваний, что способствует раннему выявлению и разработке целенаправленного лечения таких заболеваний, как болезни Альцгеймера и Паркинсона11.
В Докладе отмечается, что в рамках управления данными необходимо добиться баланса между предотвращением рисков и развитием инноваций.
Для совершенствования управления данными в целях развития в соответствии с императивами многосторонности, подхода с участием многих заинтересованных сторон и междисциплинарного рассмотрения данных, в Докладе предлагаются следующие семь принципов.
- Опора на права человека. Управление данными должно соответствовать Всеобщей декларации прав человека, обеспечивая соблюдение прав человека во всех аспектах управления и использования данных.
- Обращение с данными с учетом существующего контекста. Будучи продуктом социально-технологических систем, данные не являются ни объективными, ни нейтральными. Они отражают уже существующие социальные отношения и технологические ограничения, что делает этот контекст необходимым для обеспечения этичности решений, основанных на данных.
- Достижение сбалансированности между рисками и поощрением инноваций. Для управления данными очень важно обеспечить сбалансированность между неприятием рисков и поощрением инноваций. Это предполагает признание и устранение рисков, присущих управлению данными, при одновременной поддержке инноваций, основанных на данных, избегая излишнего их ограничения.
- Расширение прав и возможностей людей. Для расширения прав и возможностей отдельных лиц необходимо повышать квалификацию и расширять возможности в плане работы с данными, обеспечивать доступ к инфраструктуре данных и эффективным инструментам управления данными, защищая при этом знания коренных народов. Эти усилия должны позволить людям принимать обоснованные решения в отношении своих данных и в полной мере пользоваться плодами технологического прогресса.
- Многоуровневый подход к управлению данными. В управлении данными должен соблюдаться баланс между механизмами действующего (юридически обязательного) права и формирующихся норм права (руководства и практики). Этот многоуровневый подход использует сильные стороны каждого из них, обеспечивая надежную, но гибкую структуру, способную адаптироваться к меняющемуся ландшафту данных.
- Вовлеченность многих заинтересованных сторон. Эффективное управление данными требует подхода с участием многих заинтересованных сторон.
Это включает в себя привлечение политиков, предприятий, научных кругов, неправительственных организаций, технических сообществ, гражданского общества и других соответствующих групп. Исключение какой-либо группы заинтересованных сторон может поставить под угрозу эффективность и справедливость управления данными.
- Включение молодежи для ориентации на будущее. Управление данными должно активно учитывать взгляды молодежи. Это поможет создать перспективное, ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество. Привлечение молодежи обеспечивает соответствие управления данными чаяниям и потребностям будущих поколений.
Учет инновационных подходов к регламентации деятельности биологических ресурсных центров, сформулированных на уровне международных организаций, будет способствовать развитию и совершенствованию регуляторных подходов в указанной сфере в праве Российской Федерации.
1. OECD. (2007). OECD Best Practice Guidelines for Biological Resource Centres. Available at: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2007/03/oecd-best-practice-guidelines-for-biological-resource-centres_g1g1d2d0/9789264128767-en.pdf.
2. OECD. (2009). Recommendation of the Council on Human Biobanks and Genetic Research Databases. Available at: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0375
3. ООН. (2024). Данные для развития. Доклад Генерального секретаря. Режим доступа: https://documents.un.org/api/symbol/access?j=G2401709&t=doc.
4. Food and Agriculture Organization of the United Nations. (2014). Genebank Standards for Plant Genetic Resources for Food and Agriculture. Available at: https://www.fao.org/4/i3704e/i3704e.pdf.
5. Food and Agriculture Organization of the United Nations. (2022). Practical guide for the application of the Genebank Standards for Plant Genetic. Resources for Food and Agriculture: Conservation of orthodox seeds in seed genebanks. Available at: https://openknowledge.fao.org/server/api/core/bitstreams/62d6d5d3-f7a3-47f3-abaf-9d2d5e230e51/content
6. Food and Agriculture Organization of the United Nations. (2022). Practical guide for the application of the Genebank Standards for Plant Genetic Resources for Food and Agriculture: Conservation in field genebanks. Available at: https://openknowledge.fao.org/server/api/core/bitstreams/7a248475-6545-4a26-b710-b42d5ce489e8/content.
7. Food and Agriculture Organization of the United Nations. (2022). Practical guide for the application of the Genebank Standards for Plant Genetic Resources for Food and Agriculture: Conservation via in vitro culture. Available at: https://openknowledge.fao.org/server/api/core/bitstreams/3d039ee6-f3ce-487b-954e-0fbe65d2e76c/content.
8. Recommendation CM/Rec(2016)6 of the Committee of Ministers to member States on research on biological materials of human origin. Available at: https://search.coe.int/cm#{%22CoEIdentifier%22:[%22090000168064e8ff%22],%22sort%22:[%22CoEValidationDate%20Descending%22]}.
9. ООН. (2024). Данные для развития. Доклад Генерального секретаря. Режим доступа: https://documents.un.org/api/symbol/access?j=G2401709&t=doc.
10. Fedorov A.K., Gelfand M.S. (2021). Towards practical applications in quantum computational biology. Nature Computational Science, 1(2), 114–119. https://doi.org/10.1038/s43588-021-00024-z
11. Marx, V. (2021). Biology begins to tangle with quantum computing. Nature Methods, 18(7), 715–719. https://doi.org/10.1038/s41592-021-01199-z
Об авторе
А. В. КубышкинРоссия
Алексей В. Кубышкин, кандидат юридических наук., доцент кафедры медицинского права, старший научный сотрудник НОЦ правового обеспечения биоэкономики и генетических технологий
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Кубышкин А.В. Регламентация биоресурсных центров и биологических коллекций на уровне международных организаций. Lex Genetica. 2024;3(4):107-112. https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-107-112
For citation:
Kubyshkin A.V. Regulation of Bioresource Centers and Biological Collections at the Level of International Organizations. Lex Genetica. 2024;3(4):107-112. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-107-112