Перейти к:
Правовое обеспечение продовольственной безопасности в рамках развития биоэкономики: интеграционный аспект
https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-82-106
Аннотация
Целью представленного исследования является анализ особенностей правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности в рамках развития биоэкономики на глобальном, региональном и национальном уровнях. Анализ и обобщение современного опыта были выполнены на основе исследования результатов трудов отечественных и зарубежных специалистов, положений международных актов.
В статье предпринята попытка определить специфику развития регулирования обеспечения продовольственной безопасности в процессе становления биоэкономики на глобальном и региональном уровнях (в частности, в Европейском союзе, ЕАЭС), а также особенностей, существующих в национальном законодательстве некоторых государств в рассматриваемой сфере.
На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что обеспечение продовольственной безопасности определяется в качестве одной из ключевых целей стратегии развития биоэкономики как на глобальном и региональном уровнях, так и в законодательстве многих зарубежных государств. Понятийный аппарат в рассматриваемой сфере более четко проработан на глобальном уровне. Также следует отметить некоторые общие черты в формировании стратегических документов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, в рамках развития биоэкономики.
Особое внимание на глобальном и национальном уровнях уделяется вопросам правового регулирования защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности как основу для дальнейшей коммерциализации и внедрения результатов исследований, служащих основой для обеспечения продовольственной безопасности, в производство.
В основе рассмотренных подходов к эффективному развитию биоэкономики лежит использование биотехнологий, в том числе результатов генетических исследований. Регулирование применения биотехнологий в целом и генетических технологий в частности основывается на различных подходах к формированию моделей регулирования.
В ряде государств используются так называемые жесткие модели регулирования, в рамках которых устанавливаются законодательные запреты на осуществление определенных видов генетических исследований и применения их результатов или их серьезное ограничение. В других же юрисдикциях, наоборот, действуют минимальные законодательные ограничения или допускается саморегулирование данной области применения технологий.
Таким образом, в большинстве стран европейского региона и некоторых интеграционных объединениях принципы устойчивого развития составляют основу определения подходов к формированию стратегий развития биоэкономики и закрепления методик и способов обеспечения продовольственной безопасности.
Ключевые слова
Для цитирования:
Некотенева М.В. Правовое обеспечение продовольственной безопасности в рамках развития биоэкономики: интеграционный аспект. Lex Genetica. 2024;3(4):82-106. https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-82-106
For citation:
Nekoteneva М.V. Legal Support for Food Security in the Context of Bioeconomy Development: Integration Aspect. Lex Genetica. 2024;3(4):82-106. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-82-106
Введение
За последние десятилетия человечество столкнулось с рядом серьезных вызовов, возникла срочная необходимость в поиске решений таких проблем, как обеспечение продовольственной безопасности; сохранение здоровья населения; изменение климата; обеспечение энергетической безопасности и другие (Фастович, 2019).
Стремление развивать экономику столкнулось с необходимостью заботиться об окружающей среде. Возникло понимание неизбежности перехода к новой модели развития экономики с учетом возможности использования возобновляемых источников энергии, рационального использования природных ресурсов, развития биотехнологий (Sharova et al., 2017).
Все большее количество государств задумываются о переходе на биоэкономику, так как биоэкономика предлагает возможность достижения поставленной цели способами, позволяющими сделать это, ответственно используя биологические ресурсы. Стали разрабатываться стратегии развития биоэкономики как на глобальном, так и на региональных уровнях.
Развитию биоэкономики уделяют внимание международные организации и межгосударственные интеграционные объединения. Появились специализированные органы1, обобщающие прогрессивную практику и предлагающие оптимальные подходы для представителей мирового сообщества по развитию биоэкономики.
Вместе с тем в большинстве государств отсутствуют специальные акты, регулирующие развитие отдельных сфер биоэкономики, а отличительной особенностью обеспечения продовольственной безопасности является то, что данная глобальная проблема человечества не может быть решена усилиями отдельных государств, требует международного сотрудничества, согласованных действий на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Следует отметить, что продовольственную безопасность возможно рассматривать в двух аспектах: глобальная продовольственная безопасность и национальная продовольственная безопасность (Danalya, Gulyaeva, 2022).
В данном контексте приобретает особую актуальность изучение международно-правых основ и опыта зарубежных государств в сфере обеспечения продовольственной безопасности в рамках становления биоэкономики.
В настоящей статье представлен анализ особенностей глобального, регионального и национального регулирования в области обеспечения продовольственной безопасности в рамках развития биоэкономики.
В Заключении представлен вывод о необходимости учета подходов, выработанных в рамках международного и интеграционного права, национального права зарубежных государств в целях создания и совершенствования законодательства Российской Федерации в рассматриваемой области.
Глобальное регулирование в сфере обеспечения продовольственной безопасности
Стратегии развития биоэкономики стали разрабатываться как государствами, так и их объединениями. Исходя из анализа различных стратегий развития биоэкономики возможно предложить следующие определение: «Биоэкономика – это практика ответственного использования природных ресурсов (включая растения и животных, их генетические ресурсы), а также применение биотехнологий для стимулирования экономического роста в различных отраслях промышленности». Учитывая предложенное определение, возможно проследить тесную связь концепции устойчивого развития и становления биоэкономики.
Следует отметить, что общие начала регулирования обеспечения продовольственной безопасности были заложены в актах, устанавливающих права и свободы человека и гражданина, в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года2, провозглашающей право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах3, провозгласивший право каждого на свободу от голода, которое должно обеспечиваться действиями государств посредством улучшения технологий производства, хранения и распределения продуктов питания на основе использования научных и технических знаний.
Декларация социального прогресса и развития 1969 года4, принятая в рамках реализации положений Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, в качестве главных целей обозначает ликвидацию голода и недоедания, а также устанавливает гарантии права на надлежащее питание.
В свою очередь, принятие «Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания»5 послужило подтверждением признания проблемы обеспечения продовольствием на международном уровне и началом создания системы обеспечения продовольственной безопасности.
Важна роль Конференции ООН по окружающей среде и развитию6, в результате проведенной работы были подготовлены и одобрены три ключевых документа, из которых два касаются вопросов обеспечения продовольственной безопасности.
Первым из них является «Декларация по окружающей среде и развитию»7, которая закрепила обязательства государств в отношении основных принципов устойчивого развития и безопасного будущего. Она включает 27 пунктов (принципов) и хотя основана на Стокгольмской Декларации и подтверждает ее, также учитывает изменения, произошедшие за два десятилетия. Так, в п. 3 подчеркивается, что развитие должно осуществляться таким образом, чтобы одновременно удовлетворять потребности текущих и будущих поколений в развитии и охране окружающей среды; п. 5 акцентирует внимание на необходимости сокращения разрыва в уровне жизни народов мира и искоренения бедности.
Еще одним значимым документом, принятым на Конференции, стала «Повестка дня на XXI век»8 – план действий, ориентированный на реализацию концепции глобального устойчивого развития правительствами. В этом документе впервые четко обозначены общие и уникальные проблемы выживания, экологической безопасности и устойчивого развития цивилизации в едином глобальном экологическом пространстве.
Подчеркивается важность комплексного подхода к решению глобальных проблем, таких как охрана окружающей среды, борьба с бедностью, здоровье населения и решение демографических проблем. Международное сотрудничество рассматривается как ключевой элемент для поддержки и усиления национальных инициатив. Эффективная реализация программы требует активного участия государственных структур, а также взаимодействия с международными организациями и партнерами. Такой подход может способствовать устойчивому развитию и решению актуальных задач, стоящих перед человечеством.
Римская Декларация о всемирной продовольственной безопасности9 подчеркнула важность обеспечения продовольственной безопасности для устойчивого развития. Основные положения Декларации затрагивают такие магистральные направления, как: право на пищу (каждый человек имеет право на доступ к безопасной и питательной пище, что является основой для обеспечения здоровья и благополучия); борьба с голодом (устойчивое развитие не может быть достигнуто без активной борьбы с голодом и обеспечением продовольственной безопасности для всех); сотрудничество и партнерство (необходимо тесное сотрудничество между государственными структурами, международными организациями, частным сектором и гражданским обществом для достижения целей продовольственной безопасности); устойчивость продовольственных систем (следует развивать экологически устойчивые и экономически жизнеспособные продовольственные системы, которые обеспечивают доступ к пище без угрозы окружающей среде); социальная справедливость (важно учитывать вопросы равенства и справедливости в распределении ресурсов, чтобы обеспечить доступ к пище для наиболее уязвимых слоев населения).
Римская Декларация стала важным шагом к признанию продовольственной безопасности как глобальной проблемы и побудила страны мобилизовать ресурсы и разрабатывать стратегии для ее решения.
В 2012 г. на Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию10 было закреплено право каждого человека на доступ к безопасной и питательной пище. Это право является одним из основных на сегодняшний день. Программа «Нулевой голод»11, инициированная ООН, направлена на решение этой проблемы и координацию усилий на глобальном уровне для улучшения питания и обеспечения продовольственной безопасности.
Согласно этой инициативе ее ключевые цели: повышение производительности и устойчивости малых фермерских хозяйств; инвестиции в устойчивую сельскохозяйственную практику; улучшение доступа к рынкам и сельскохозяйственным ресурсам; содействие здоровому питанию и предотвращение потерь и нерационального использования продовольствия.
Участие всех ключевых заинтересованных сторон – от правительств до частного сектора и благотворительных организаций – становится необходимым для достижения этих целей. Такой подход позволяет мобилизовать ресурсы, делиться знаниями и адаптировать лучшие практики, чтобы продвинуться к миру без голода.
В рамках Цели устойчивого развития, направленной на устранение голода и обеспечение продовольственной безопасности, подчеркивается важность взаимосвязи между продвижением устойчивого сельского хозяйства и усилением роли малых и средних предприятий (МСП), включая фермеров и других агропроизводителей. Это способно повлиять на искоренение бедности в сельских сообществах, улучшение здоровья, а также на решение климатических проблем и других вопросов, охватываемых 17 целями устойчивого развития в Повестке дня в области развития на период после 2015 года.
Плодородные земли, здоровые почвы, водные ресурсы и генетическое разнообразие растений и животных являются основополагающими элементами для производства пищи. Их возрастающий дефицит в различных регионах мира подчеркивает необходимость их устойчивого использования и управления. Увеличение урожайности на уже существующих сельскохозяйственных угодьях, включая восстановление деградировавших земель, требует внедрения эффективных агротехнологий. Например, применение генетических технологий, связанных с поиском микроорганизмов, которые, попадая в почву, способствуют росту определенных культур (Pender et al., 2024).
Грамотное управление водными ресурсами, особенно если они используются несколькими государствами, возможно через усовершенствование систем орошения и хранения вкупе с созданием новых сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к засухе, что способствует поддержанию высокой плодородности в засушливых районах. Прекращение и предотвращение деградации земель также критично для обеспечения будущих продовольственных потребностей.
С учетом масштабов деградации земель в мире потенциал восстановления земельных ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности является огромным. Здесь особенно важно участие научного сообщества в изучении причин опустынивания, деградации почв и засух.
Формируется метод, при котором традиционные знания фермеров, дополненные современными научными открытиями, способны обеспечить продовольственную безопасность через разумное и долговременное управление земельными и водными ресурсами, растительностью и животными (включая патогенные микроорганизмы и разнообразных вредителей), а также применение органических удобрений.
Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»12 закрепила семнадцать целей, среди которых основными являются достижение продовольственной безопасности и улучшение питания, а также устранение нищеты и голода.
Однако в Политической декларации, принятой на политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН13, констатируется, что в отношении достижения установленных целей наблюдается либо слишком медленный прогресс, либо откат назад по сравнению с базовыми показателями 2015 г.
К 2030 г. предусматривается полная ликвидация голода и достижение продовольственной безопасности, но в 2024 г. указанная цель по-прежнему не достигнута14 и вряд ли будет достигнута в установленный период.
Также, рассматривая особенности регулирования обеспечения продовольственной безопасности на глобальном уровне, следует уделить внимание роли специализированных международных организаций.
Так, Продовольственная и сельскохозяйственная организация (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) определяет в свои документах продовольственную безопасность как ситуацию, когда все люди в любое время имеют физический, экономический и социальный доступ к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, которая соответствует их диетическим потребностям и предпочтениям в еде для активной и здоровой жизни. Такое определение требует комплексного подхода для решения проблем продовольственной безопасности.
Одним из важнейших факторов обеспечения глобальной продовольственной безопасности в документах FAO определяется продвижение устойчивых методов ведения сельского хозяйства. К устойчивым методам ведения сельского хозяйства относятся такие методы, которые способствуют сохранению природных ресурсов, а также способны обеспечить продовольствием растущее население мира.
Устойчивые методики сельского хозяйства способствуют поддержанию плодородия почвы, уменьшению расхода воды и сокращению или устранению применения химических веществ. С экологической точки зрения устойчивое сельское хозяйство играет важную роль в снижении выбросов парниковых газов и сохранении разнообразия биологических видов.
К устойчивым видам ведения сельского хозяйства в документах FAO относятся: ресурсосберегающее земледелие, органическое земледелие и другие.
Ресурсосберегающее земледелие можно определить как набор методов, которые минимизируют причиняемый окружающей природной среде ущерб, поддерживают естественный баланс, регулируя использование таких ресурсов, как вода, удобрения и пестициды. Такой подход позволяет минимизировать эрозию, улучшить качество почвы и увеличить урожайность, в том числе за счет использования в эффективном сочетании апробированных методов и новейших биотехнологий. При органическом земледелии методы ведения сельского хозяйства опираются на использование природных ресурсов для удобрения почвы при выращивании сельскохозяйственных культур. В то же время использование синтетических пестицидов и удобрений не допускается. Органическое земледелие может улучшать состояние почвы и поддерживать биоразнообразие, но его эффективность в плане урожайности может уступать традиционному промышленному земледелию.
В рамках деятельности FAO важная роль отводится налаживанию взаимодействия с общественностью, особое внимание уделяется поддержке МСП (расширение прав и возможностей местных фермеров) и их взаимодействию с потребителями. Выделяются стартапы, которые зачастую являются первопроходцами в области использования устойчивых методов ведения сельского хозяйства, включая современные биотехнологии.
Так, например, осуществляются программы поддержки фермерских рынков, в рамках которых фермеры имеют возможность продемонстрировать свою продукцию, поделиться своими знаниями и получить немедленную обратную связь от потребителей, а потребители могут узнать о методах ведения сельского хозяйства, задать вопросы и получить представление о происхождении потребляемых продуктов.
Также интерес представляют программы Community Supported Agriculture (CSA)15. В CSA потребители становятся активными участниками процесса фермерства, покупая долю продукции фермы авансом. Эти авансы обеспечивают финансовую стабильность фермерам и позволяют им соответствующим образом планировать свои доходы и расходы.
Внедрение устойчивых методов в сельскохозяйственную практику играет ключевую роль в гарантировании продовольственной безопасности для будущих поколений. Использование таких подходов позволяет снизить экологическое влияние сельского хозяйства, при этом обеспечивая всех полноценной и здоровой пищей.
Но не менее остро стоят проблемы неравномерного распределения и нерационального использования продуктов питания. Согласно данным FAO около одной трети всех продуктов, ежегодно производимых в мире для питания людей, остаются неиспользованными и отправляются в мусор16. Накопление таких пищевых отходов влечёт за собой негативное воздействие на экологию, денежные убытки и усугубление социального неравенства. Решение проблем потери продуктов питания и переработки пищевых отходов является важнейшим шагом на пути к достижению глобальной продовольственной безопасности.
Также следует отметить работу Комитета по всемирной продовольственной безопасности (англ. Committee on World Food Security, CFS)17, созданного с целью обеспечения продовольственной безопасности и доступного питания, а также искоренения голода и недоедания путем улучшения координации политики на глобальном уровне, что, несомненно, отражается на региональном и национальном уровнях.
CFS занимается разработкой и утверждением рекомендаций и руководств по политике в области продовольственной безопасности и питания, основанных на научных исследованиях и фактических данных, предоставленных группой высококвалифицированных экспертов по продовольственной безопасности и питанию.
Озабоченность по поводу генетической эрозии и продолжающейся утраты многих разновидностей растений, важных для выживания человека, привела к проведению конференции FAO в 1996 г. и подготовке Глобального плана действий по борьбе с утратой генетического разнообразия растений18.
В рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций была создана Комиссия по генетическим ресурсам для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (Комиссия по генетическим ресурсам)19.
Межправительственная комиссия по генетическим ресурсам создана для того, чтобы способствовать охране биологического разнообразия в целях ведения сельского хозяйства и производства продовольствия, а также для обеспечения продовольственной безопасности, благосостояния людей в интересах нынешнего и будущих поколений. Одним из важнейших направлений деятельности Комиссии по генетическим ресурсам является подготовка обзоров применения биотехнологий в целях сохранения и использования генетических ресурсов.
Для обеспечения продовольственной безопасности важно не только наличие соответствующих генетических ресурсов с необходимыми характеристиками, но и возможность к ним обратиться. Во многих государствах большая часть используемого для сельскохозяйственного производства генетического материала происходит из-за границы (Tyczewska et al., 2023). Это означает, что доступ к генетическим ресурсам, необходимым для продовольственной безопасности, делает страны взаимозависимыми. При этом признается их суверенное право на использование собственных генетических ресурсов, включая право ограничивать или контролировать доступ к этим ресурсам. Кроме того, страны занимаются регулированием доступа к своим генетическим ресурсам и устанавливают обязательства пользователям этих ресурсов по распределению извлекаемых выгод.
Вопросы доступа к ресурсам и распределения выгод затрагиваются в Конвенции «О биологическом разнообразии»20 и протоколах к ней21, Договоре «О генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства»22.
В 1983 г. в рамках международного проекта по фитогенетическим ресурсам была учреждена Комиссия по генетическим ресурсам, которая с 1994 по 2001 г. занималась согласованием разработки «Международного договора о ресурсах растений для нужд продовольствия и сельского хозяйства»23. Когда Договор вступил в силу, Комиссия продолжила рассматривать аспекты доступа к ресурсам и справедливого распределения выгод от их использования. Предложенные ею механизмы направлены на содействие правительствам в создании и внедрении национальных стратегий по доступу к ресурсам и распределению полученной от их использования выгоды.
Тесно связаны с вопросом доступа к ресурсам положения, регулирующие оказание продовольственной помощи. Так, Конвенция об оказании продовольственной помощи 1999 года24 регулирует оказание продовольственной помощи, в первую очередь в интересах развивающихся стран.
Помимо FAO важную роль в обеспечении как глобальной, так и национальной продовольственной безопасности играют такие организации, как Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Их деятельность связана с коммерциализацией результатов фундаментальных исследований, использованием новых методов, таких как, например, генная инженерия, и их применении в сельском хозяйстве.
В рамках ВТО действует Соглашение по сельскому хозяйству25, которое регулирует ряд вопросов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и торговлей продукцией агропромышленного комплекса. Оно касается вопросов доступа на рынок, включая использование тарифных, нетарифных и защитных мер для сельскохозяйственных товаров. Также в нем изложены правила и обязательства по мерам поддержки (субсидированию национального агропромышленного комплекса и вопросам, касающимся экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию). Особого внимания заслуживают правила по охране здоровья растений и животных (санитарные и фитосанитарные стандарты).
Значение ВТО в обеспечении продовольственной безопасности крайне важно и, вероятно, будет увеличиваться в будущем. Пытаясь формировать новую модель международного торгового права, ВТО оказывает значительное влияние на национальное законодательство стран-участниц.
Особое внимание следует уделить вопросу защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках ВТО, в частности, в отношении новых технологических возможностей. Именно в связи с включением вопросов защиты интеллектуальной собственности в повестку ВТО развивающиеся страны столкнулись с проблемами в рассматриваемой сфере в отношении достижений в сельском хозяйстве, поскольку правила ВТО требуют патентования микроорганизмов и устанавливают защиту новых сортов растений через Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)26.
Безусловной проблемой является межотраслевая специфика рассматриваемого вопроса. На глобальном уровне обсуждение проходит как правило в различных международных объединениях, национальных ведомствах и министерствах (начиная от институтов, ведающих вопросами охраны окружающей среды, сельского хозяйства, до торговли, патентования и другими).
В особенно невыгодном положении оказываются развивающиеся страны, которым сложно получить доступ к определенным специальным знаниям и у которых отсутствует возможность осуществления высоких затрат.
Опыт региональных интеграционных межгосударственных объединений в сфере обеспечения продовольственной безопасности
Европейский союз
В 2012 г. Комиссия ЕС утвердила Европейскую стратегию биоэкономики27, определив цели, которым развитие биоэкономики должно способствовать в первую очередь. К этим целям относятся: обеспечение продовольственной безопасности, устойчивое управление природными ресурсами, снижение зависимости от невозобновляемых ресурсов, смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним, а также создание рабочих мест и поддержание конкурентоспособности ЕС.
В 2018 г. Европейская комиссия представила обновленную версию Европейской стратегии биоэкономики28 с планом действий по развитию устойчивой и замкнутой биоэкономики на службе общества, окружающей среды и экономики Европы. Обновленная стратегия направлена на ускорение развития устойчивой европейской биоэкономики в соответствии с Повесткой дня на период до 2030 года и Целями устойчивого развития (ЦУР)29, а также Парижским соглашением об изменении климата30. Она также отвечает новым приоритетам европейской политики, в частности обновленной Стратегии промышленной политики31, Плану действий по циркулярной экономике32 и Сообщению об ускорении инноваций в области чистой энергии33, которые подчеркивают важность развития биоэкономики.
В национальных стратегиях34 развития биоэкономики многих государств также закрепляют такие цели, как: обеспечение продовольственной безопасности и устойчивый уровень жизни для нынешнего и будущих поколений путем сохранения природных ресурсов и экосистемных функций мест обитания; внимание проблемам широкой общественности и учету интересов регионов; создание рабочих мест; развитие инновационных технологий, которые будут являться эффективными, доступными и способными удовлетворить разнообразные потребности человека (Lanzerath et al., 2022).
Обеспечение продовольственной безопасности является одной из основных целей Стратегии биоэкономики Европейского союза. Разработанная политика в сфере биоэкономики направлена на эффективное распределение биоресурсов между продовольственным и промышленным секторами, а также сектором обеспечения кормами сельскохозяйственных животных.
ЕС закрепил продовольственную безопасность как стратегический приоритет политики развития самого интеграционного объединения. Был использован комплексный подход и принята система актов для содействия обеспечению продовольственной безопасности и борьбе с недоеданием.
Стратегия «От фермы до стола» позволит перейти к устойчивой продовольственной системе ЕС, которая призвана гарантировать продовольственную безопасность и обеспечить доступ к здоровому питанию.
В рамках реализации положений стратегии была разработана рамочная программа ЕС «Продовольствие 2030»35. Эта политика основана на осуществлении исследований и применении инноваций в рамках биоэкономики, построена на приоритетах продовольственной и пищевой безопасности. Системный подход, который она выдвинула, является основным направлением в стратегии «От фермы до стола».
Основными причинами необходимых изменений обозначены такие угрозы в сфере продовольственной безопасности, как: дефицит ресурсов; изменение климата; высокий уровень загрязнения окружающей среды и накапливающиеся отходы; утрата былого биоразнообразия; значительный рост населения; недоедание и неинфекционные заболевания, связанные с питанием.
В программе «Продовольствие 2030»36 отражается видение исследований и инноваций, охватывающее всю продовольственную систему, связывающее различные секторы – от первичного производства (вопросы рационального использования почвы, воды и других ресурсов) до переработки продуктов питания, упаковки, а также осуществления розничной торговли, основ организации общественного питания и потребления, проблем переработки и утилизации отходов.
Указанная Программа ставит своей целью объединить участников исследований и адаптировать инновационные подходы, а также найти ответы на взаимосвязанные и насущные проблемы обеспечения продовольственной безопасности.
В Программе установлено несколько основных приоритетов, в целях достижения которых осуществляется поддержка исследований, например борьба с недоеданием и ожирением, поиск и разработка новых альтернативных видов белка, улучшение систем обеспечения подлинности, прослеживаемости и безопасности пищевых продуктов (включая системы контроля и отслеживания, например продуктов из ГМО), поиск новых и разработка традиционных продуктов (культур) и другие.
Особое внимание уделяется разработке продовольственных систем, которые адаптируются к изменению климата, нацелены на сохранение природных ресурсов и помогают сократить выбросы парниковых газов в атмосферу, способствуют биоразнообразию, сохраняют здоровье экосистем и почвы, используя устойчивые методы в сельском хозяйстве.
Также большое значение имеет переработка отходов и эффективное использование ресурсов, так как сокращение пищевых отходов и рациональное использование тех масс отходов, которые сократить невозможно, в качестве ресурсов и сокращение потребления воды и энергии за счет более эффективных и экологичных промышленных процессов и логистики, использование большего количества местных продуктов питания (с целью сокращения цепочек поставок), разработка и активное использование биоразлагаемой упаковки для пищевых продуктов и сокращение использования пластика в пищевых продуктах являются залогом обеспечения продовольственной безопасности не только европейского региона, но и всей планеты.
Еще одним важным направлением, выделяемым в Программе, является работа с сообществами, а также создание и разработка программ поддержки сообществ производителей продукции, сообществ потребителей. В рамках этого направления осуществляется также содействие образованию представителей сообществ, развитию навыков и повышению осведомленности, а также вовлечение представителей всех сообществ в процессы получения научных знаний о продуктах питания и местной продовольственной политике, поддержке локальных продовольственных систем, экономики совместного потребления от фермы до стола и содействие социальным инновациям.
Особого внимания заслуживает подход, при котором продвигается создание инновационных экосистем и «живых» лабораторий, которые представляют собой новые бизнес-модели, объединяют подходы, технологии и продукты, создаваемые в соответствии с новейшими биотехнологиями.
Финансирование программы «Продовольствие 2030» осуществляется в рамках программы Horizon Europe и других взаимосвязанных программ.
Таким образом, в соответствии с существующими программными документами в Европейском союзе можно выделить ряд приоритетных областей, на которых основывается достижение и обеспечение продовольственной безопасности региона. К таким ключевым направлениям можно отнести: коренное изменение управления продовольственными системами; значительную трансформацию продовольственной системы городов и агломераций; поиск альтернативных источников ресурсов (активное исследование возможности использования, например, ресурсов морей и океанов, пресноводных водоемов); поиск альтернативных белков для изменения рациона питания; минимизация и переработка пищевых отходов; разработка систем питания с нулевым загрязнением; активное изучение и разработка использования микроорганизмов; применение ресурсоэффективных продовольственных систем; совершенствование системы безопасности пищевых продуктов, включая продукты, получаемые с использованием новейших технологий; цифровизация процессов.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
В большинстве стран СНГ сельское хозяйство выступает одной из основных отраслей экономики. В силу исторических особенностей и современной геополитической ситуации государства-участники зачастую сталкиваются с проблемами соотношения на рынке импортируемых продуктов и отечественных, нехваткой производственных мощностей, необходимостью совершенствования методов производства и переработки сырья, отсутствием специалистов. Обеспокоенность вызывают уровень самообеспечения стран продовольствием, зависимость от поставок импортного продовольствия, несоответствие необходимым медицинским нормативам потребления основных групп продуктов питания, отсутствие или несоответствие норм потребления обоснованным социальным нормативам.
На уровне интеграционного объединения вопросы обеспечения продовольственной безопасности начали развиваться в рамках СНГ в 2008 г. с принятием Комплекса совместных мер, направленных на улучшение продовольственной безопасности стран – участниц СНГ. Впоследствии, в ноябре 2010 г., была утверждена Концепция повышения продовольственной безопасности государств – участников СНГ37.
В соответствии с Концепцией продовольственная безопасность определяется как ключевой фактор сохранения государственности и суверенитета. Целью Концепции является «надежное обеспечение всего населения основными видами продовольствия за счет производства государствами – участниками СНГ при обязательном условии физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и качестве, которые необходимы для жизнедеятельности человека, при максимально возможной независимости от внешних источников поступления продовольствия».
Таким образом, акцентируется внимание на обеспечении продовольственной независимости государств-членов (должны быть установлены показатели не менее 80% от годовой потребности), а также на обеспечении физической и экономической доступности продуктов питания.
Также в рамках СНГ были приняты иные документы, способствующие формированию и поддержанию продовольственной безопасности в рамках межгосударственного объединения. К таким актам можно отнести Концепцию согласованной аграрной политики государств – участников СНГ38, закрепившую необходимость обеспечения динамичного развития всех сфер агропромышленного комплекса (оптимизацию обеспечения ресурсами и их разумное потребление, модернизацию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли); повышение эффективности и конкурентоспособности всех задействованных сфер; установление тесной взаимосвязи; обеспечение продовольственной безопасности каждой страны и Содружества в целом; комплексное решение социально-экономических проблем развития сельского хозяйства.
Также к подобным актам можно отнести Решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств об Основных направлениях создания и функционирования рынка зерна СНГ39, рынка мясомолочной продукции40, организации товарооборота на рынке плодоовощной продукции и картофеля41, а также комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности.
Положения указанных документов нашли свое отражение в национальном праве государств-членов. Так, например, в Республике Узбекистан был принят Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности в республике»42, утвердивший меры по созданию технопарков пищевой промышленности в составе малых промышленных зон, создание площадок по обучению молодежи профессии и самостоятельному производству продовольственной продукции с привлечением международных и отечественных специалистов, закрепивший льготы и условия получения субсидий для МСП, упрощённые механизмы землепользования, а также утвердивший «Стратегию обеспечения продовольственной безопасности Республики Узбекистан и здорового питания до 2030 года», «Дорожную карту» по реализации задач, определенных в Стратегии и целевые индикаторы обеспечения продовольственной безопасности, программу мер по дальнейшему развитию пищевой промышленности на 2024–2028 гг.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
В Евразийском экономическом союзе была утверждена Концепция продовольственной безопасности43. В указанном акте продовольственная безопасность определяется как составная часть экономической безопасности государств-членов, фактор сохранения их государственности и суверенитета. Важное значение придается «самообеспеченности базовыми продуктами питания, что, в свою очередь, снимает угрозу политического давления, позволяет стабильно снабжать население продовольствием». Подчеркивается необходимость взаимовыгодного сотрудничества государств-членов в рассматриваемой сфере и активной разработке мер по импортозамещению (Pawlak, Kołodziejczak, 2020).
Следующим важным документом стала Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства44, заложившая фундамент для согласованной агропромышленной политики государств-членов в Договор о Евразийском экономическом союзе45 от 29 мая 2014 г.
Впоследствии был разработан проект Концепции коллективной продовольственной безопасности ЕАЭС46 (указанный проект не был утвержден). Согласно предложенной Концепции коллективной продовольственной безопасности ЕАЭС под продовольственной безопасностью подразумевается «возможность гарантировать достаточный уровень доступности продуктов питания как в физическом, так и в экономическом плане для жителей стран-участниц в объемах и качестве, соответствующих стандартам высокого уровня жизни. Это достигается за счёт собственного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, основанного на рациональном использовании ресурсного потенциала агропромышленного комплекса, развитии инноваций в отрасли, межгосударственном сотрудничестве, а также сбалансированном функционировании рынков продовольствия».
Лишь в 2021 г. были утверждены Общие принципы и подходы к обеспечению продовольственной безопасности государств – членов ЕАЭС47. К основным принципам обеспечения продовольственной безопасности были отнесены: недопустимость дискриминации; сочетание национальных интересов и целей деятельности интеграционного объединения; обеспечение устойчивого развития; учёт международного опыта при оценке продовольственной безопасности государств-членов.
К важным условиям, отраженным в общих подходах к обеспечению продовольственной безопасности государств-членов, отнесены: повышение уровня продовольственной независимости государств-членов; реализация потенциала взаимовыгодной торговли между государствами-членами продовольствием и сельскохозяйственной продукцией; снижение зависимости от импорта ресурсов (в том числе материально-технических) из третьих стран.
Важным достижением государств-членов ЕАЭС в области обеспечения продовольственной безопасности является осуществление скоординированной агропромышленной и сельскохозяйственной политики (ст. 95 Договора о Евразийском экономическом союзе), что способствует осуществлению деятельности по унификации подходов в регулировании проведения селекционной деятельности; выработке индикаторов баланса торговли (например, зерновыми культурами, семенами подсолнечника и др.).
Следует заметить изменение акцента в усилиях по обеспечению продовольственной безопасности на достижение продовольственной независимости (за счёт того, что государства-члены стремятся самостоятельно производить сельскохозяйственную продукцию) (Ирошников, 2017).
В рамках развития механизмов обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерацией было выдвинуто предложение по созданию чрезвычайного продовольственного фонда.
Интерес представляют проекты, способствующие реализации положений, закрепленных в учредительных и программных документах ЕАЭС, например «Евразийский Агроэкспресс»48. Целью проекта является качественная и быстрая перевозка продукции агропромышленного комплекса между государствами-членами, а также экспорт такой продукции (в частности, в Китай, Вьетнам и другие государства).
Проблемой, возникающей на национальном уровне, является необходимость обеспечения государствами-членами продовольственной безопасности в согласовании с правилами свободной торговли и конкуренции в рамках интеграционного объединения. Часто государства-члены оказываются в ситуации, когда необходимо внедрять дополнительные меры государственной поддержки для сельскохозяйственного сектора и индустрии пищевой и перерабатывающей промышленности (если не могут обеспечить производство определенной продукции), повышая ее конкурентоспособность, либо вводить ограничения49.
Еще одной важной проблемой является доступ к качественным продуктам питания. В первую очередь, это касается представителей уязвимых групп, т.е. социально не защищенных групп населения50.
Опыт зарубежных государств в сфере обеспечения продовольственной безопасности
США
В США принят Закон о глобальной продовольственной безопасности51, закрепивший значение и роль продовольственной безопасности в развитии национальной безопасности.
Одними из первоочередных направлений было закрепление мер поддержки МСП во всех этапах производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Закон о продовольственной безопасности как о национальной безопасности52 определил значение продовольственной безопасности для обеспечения целей сферы здравоохранения, обозначил текущие вызовы глобальной и национальной продовольственной безопасности.
В рамках реализации положений рассмотренных актов представляет интерес программа, инициированная США, «Продовольствие во имя будущего»53. Эта программа направлена на борьбу с голодом в мире. Возглавляемая Агентством США по международному развитию (USAID)54 и созданная администрацией Обамы в 2010 г. в ответ на глобальный продовольственный кризис программа продолжает реализовываться. По сведениям, представляемым на официальном сайте программы, она привела к значительным положительным результатам в период с 2010 по 2020 г. в Эфиопии, Бангладеш, Замбии, Руанде и других государствах.
Бразилия
В рамках инициативы «Корпоративная мобилизация для инноваций» Национальная конфедерация промышленности запустила программу стимулирования инноваций в Бразилии в 2011 г. Среди стратегических ключевых моментов были указаны факторы, связанные с биотехнологиями и биоразнообразием.
В октябре 2012 г. состоялся «Форум биоэкономики: разработка повестки дня для Бразилии»55. Это мероприятие представило первые многосекторные международные дебаты по этой теме в Бразилии в ответ на стремление бразильской промышленности добиться экономического, социального и экологического прогресса в развитии биоэкономики страны.
Продовольственная безопасность Бразилии рассматривается как неотъемлемый элемент национальной безопасности страны. Министерство социального и аграрного развития Бразилии (MDSA) определяется как основной орган, ответственный за реализацию государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
В 2003 г. в Бразилии федеральным правительством была разработана стратегия «Нулевой голод»56.
В 2006 г. был принят Закон о продовольственной и пищевой безопасности57, где закреплено право человека на полноценное питание. Это право служит основой концепции продовольственной и пищевой безопасности Бразилии и связанных с ней инициатив.
Интерес представляют конституционные реформы, осуществленные в Бразилии. До недавнего времени конституция Бразилии не содержала упоминания права на питание. Включение этого права в список социальных гарантий в феврале 2010 г. укрепило национальную правовую основу для продовольственной и пищевой безопасности. Теперь в основном законе Бразилии58 указано, что социальные права включают в себя право на образование, здравоохранение, питание, труд, жилье, отдых, безопасность, благосостояние, защиту материнства и детства, а также помощь нуждающимся.
Вопросы использования земель также имеют важное значение. В конституции предусмотрено положение, позволяющее изъятие земли для её перераспределения.
Общественные объединения и иные сообщества, а также специализированные организации играют ключевую роль. Например, Бразильский форум по продовольственной и пищевой безопасности и Бразильское содействие по вопросам питания и прав человека благодаря своему широкому межотраслевому составу приняли активное участие в разработке национальной концепции продовольственной и пищевой безопасности.
Заключение
Анализ опыта регулирования обеспечения продовольственной безопасности в рамках становления биоэкономики как на глобальном, так и на региональном и национальном уровнях позволяет прийти к следующим выводам.
На глобальном уровне основа регулирования обеспечения продовольственной безопасности формируется в положениях основополагающих актов о защите прав человека и основных свобод, при этом велика роль специализированных межгосударственных объединений семьи ООН.
На региональном уровне наиболее разработанными являются положения ЕС. Принятые в рамках СНГ и ЕАЭС нормы в значительной степени ориентируются на положения ЕС.
Анализируя опыт региональных интеграционных объединений и зарубежных государств в рассматриваемой сфере, можно обозначить несколько основных направлений для совершенствования действующего законодательства Российской Федерации: совершенствование нормативной базы; развитие научно-технической базы; увеличение инвестирования в НИОКР; разработка стимулов и льгот для представителей бизнес-сообщества (включая МСП); распространение культуры использования инновационных достижений.
В первую очередь, безусловно, необходимо отметить совершенствование положений таких актов, как «Закон о биобезопасности», «Об охране окружающей среды», «О семеноводстве», «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Требуют доработки стандарты безопасности и механизмы надзора за строительством, выращиванием, производством, манипуляцией, транспортировкой, передачей, импортом, экспортом, хранением, исследованием, продажей, потреблением и выпуском в окружающую среду, а также утилизацией генетически модифицированных организмов и их производных. На сегодняшний день одной из основных задач является разработка системы эффективного регулирования биобезопасности применительно к исследованиям, производству и продаже ГМО (Золин и др., 2018). Необходимо рассмотреть различные подходы к классификации ГМО и технологиям ограничения использования генетического материала, поскольку такие технологии являются важным биотехнологическим инструментом, используемым в рамках становления биоэкономики (например, организмы-продуценты, создание симбиотических сообществ, использование метаболитов в различных областях экономики и другие) (Sarayev, Studenikina, 2020).
Не менее важно выработать дифференцированные подходы одобрения использования ГМО в зависимости от класса, к которому они принадлежат, в целях ускорения коммерческого выпуска тех организмов и веществ, которые не представляют риска для здоровья человека или животных.
Совершенствования требует патентная защита биотехнологических продуктов, например патентование веществ или материалов, извлеченных из живых существ, которые отвечают требованиям патентоспособности, а также упрощение и ускорение процесса рассмотрения и выдачи патентов.
Необходимо обеспечить принятие современных механизмов для передачи технологий, разработанных в совместных проектах между академическим сообществом и бизнес-сектором.
Ориентируясь на такие страны, как Южная Корея, США и Бразилия, которые увеличивают расходы на НИОКР и инновации, следует содействовать созданию системы ввода в эксплуатацию проектов по разработке платформ и других форм, которые будут содействовать внедрению биотехнологий в областях, связанных с биоэкономикой.
Также важную роль играет развитие системы финансирования для оказания помощи МСП в сфере разработки и применения биотехнологий.
В свете подготовки специалистов большое значение имеет совершенствование системы образования, изменение образовательных траекторий с целью подготовки междисциплинарных специалистов, ориентированных на основные секторы биоэкономики. Необходимо создавать современные, многопрофильные программы с подготовкой учебных планов, охватывающих такие области, как биология, физика, химия, биоинженерия, предпринимательство, интеллектуальная собственность и нормативное правовое регулирование и другие.
Также важна разработка механизмов и инфраструктуры для развития партнерских отношений между исследователями и представителями реального сектора. Следует создавать условия для создания и расширения технологических парков и бизнес-инкубаторов, организации мероприятий для ученых-предпринимателей и бизнесменов с целью популяризации портфелей технологического спроса и предложения, а также расширения возможностей для партнерства и инвестиций.
Очень важное значение имеет распространение культуры применения инноваций. С одной стороны, следует поощрять создание инфраструктуры и производственных цепочек на основе биотехнологий, с другой – активно распространять информацию о преимуществах применения таких технологий в сообществах как потребителей, так и производителей.
На основе проведенного исследования в сфере обеспечения продовольственной безопасности во взаимосвязи с развитием биоэкономики можно сделать следующие заключения.
1. В настоящее время наблюдается повышение интереса государств как к проблеме обеспечения продовольственной безопасности в частности, так и необходимости изменения основ регулирования подходов формирования основных направлений развития экономики в целом. В ряде государств существуют разработанные системы подходов обеспечения продовольственной безопасности, четко согласующихся со стратегиями становления и развития биоэкономики и другими программными документами и актами. Однако в Российской Федерации обращение к необходимости становления и развития биоэкономики в законодательстве не нашло отражения. В связи с чем не определены базовые потребности, основные условия и результаты интеграции концепции обеспечения продовольственной безопасности и развития биоэкономики.
2. Существующие доктринальные подходы предлагают основываться на различных критериях при выработке концепций обеспечения продовольственной безопасности. К общим особенностям регулирования можно отнести тот факт, что общие положения проистекают из основополагающих документов о правах человека, а большинство специальных положений закрепляется в актах мягкого права (Елисеев, 2022). Государства – члены Европейского союза и некоторые иные зарубежные государства, а также интеграционные объединения в своем праве при определении основ создания и развития биоэкономики и, соответственно, продовольственной безопасности ориентируются на принципы и цели устойчивого развития, зачастую прямо ссылаясь на основополагающие документы глобального и регионального характера, закрепляющие указанные принципы, что, безусловно, отражается на конкретных подходах и методах, применяемых для обеспечения продовольственной безопасности. Например, достижение продовольственной безопасности и улучшение питания, а также устранение нищеты и голода обозначены в качестве основных принципов-целей большинства рассмотренных концепций.
Таким образом, в последнее время именно принципы и цели устойчивого развития являются наиболее актуальными для значительного количества государств и получили широкое применение при разработке концепций становления и развития биоэкономики и обеспечения продовольственной безопасности.
3. В основе всех подходов к эффективному развитию биоэкономики лежит использование биотехнологий, в том числе результатов генетических исследований. Регулирование применения биотехнологий в целом и генетических технологий в частности основывается на различных подходах к формированию моделей регулирования.
В ряде государств используются так называемые жесткие модели регулирования, в рамках которых устанавливаются законодательные запреты на осуществление определенных видов генетических исследований и применения их результатов или их серьезное ограничение. В других же юрисдикциях, наоборот, действуют минимальные законодательные ограничения или допускается саморегулирование данной области применения технологий.
1. Например, Международный консультативный совет по глобальной биоэкономике. International Advisory Council on Global Bioeconomy (IACGB). Available at: https://www.iacgb.net/about
2. ООН. (1948). Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года). Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
3. ООН. (1966). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года). Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
4. ООН. (1969). Декларация социального прогресса и развития (Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года). Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/socdev.shtml
5. ООН. (1974). Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания (Принята 16 ноября 1974 года Всемирной продовольственной конференцией, созванной в соответствии с резолюцией 3180 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1973 года и принятая резолюцией 3348 (XXIX) Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1974 года). Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hunger.shtml
6. Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Состоялась в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 1992 года.
7. ООН. (1992). Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года). Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
8. ООН. (1992). Повестка дня на XXI век (Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года). Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml
9. Food and Agriculture Organization of the United Nations. World Food Summit, 13–17 Novermber 1996 Rome Italy. Rome Declaration of Food Security. Available at: https://www.fao.org/4/w3613e/w3613e00.htm
10. Прошла в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 2012 года. ООН. (2012). Конференция ООН по устойчивому развитию, 20–22 июня 2012 года, Рио-де-Жанейро. Режим доступа: https://www.un.org/ru/conferences/environment/rio2012
11. Программа «Нулевой голод». Режим доступа: https://webarchive.unesco.org/web/20160810045808/http://www.un.org/ru/zerohunger/challenge.shtm
12. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. ООН. (2015). Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Резолюция Генеральной Ассамблеи 25 сентября 2015 года). Режим доступа: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_70_1_E.pdf
13. United Nations. (2023). 2023 SDG Summit, 18–19 September, 2023. Political Declaration. Available at: https://www.un.org/en/conferences/SDGSummit2023/political-declaration
14. Например, в Докладе об устойчивом развитии за 2023 год «Время кризиса, время перемен: наука для ускорения преобразований в целях устойчивого развития». United Nations. Times of crisis, times of change science for accelerating transformations to sustainable development. Global Sustainable Development Report 2023. Available at: https://sdgs.un.org/sites/default/files/2023-09/FINAL%20GSDR%202023-Digital%20-110923_1.pdf
15. Community Supported Agriculture (CSA). https://www.localharvest.org/csa/
16. FAO: Reducing food loss and waste needs time and patience. https://www.fao.org/europe/news/detail/FAO-Reducing-food-loss-and-waste-needs-time-and-patience/en
17. Committee on World Food Security. Food and Agriculture Organization of the United Nations. Committee on World Food Security. Available at: https://www.fao.org/cfs/en/
18. Глобальная стратегия сохранения растений. Опубликовано секретариатом Конвенции о биологическом разнообразии. 19 апреля 2002 г. Глобальная стратегия сохранения растений. Режим доступа: https://www.cbd.int/doc/publications/pc-brochure-ru.pdf
19. Commission on Genetic Resources for Food and Agriculture. Food and Agriculture Organization of the United Nations. Commission on Genetic Resources for Food and Agriculture. Available at: https://www.fao.org/cgrfa/en
20. ООН. Конвенция о биологическом разнообразии. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
21. ООН. (2010). Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/nagoya_protocol.pdf
22. International Treaty on Plant Genetic Resources for Food and Agriculture. Food and Agriculture Organization of the United Nations. International Treaty on Plant Genetic Resources for Food and Agriculture. Available at: https://www.fao.org/plant-treaty/en/
23. Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства. https://www.fao.org/plant-treaty/ru/
24. ООН. Конвенция об оказании продовольственной помощи 1999 года. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/food_aid.shtml
25. Всемирная торговая организация. Соглашение по сельскому хозяйству. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902340079
26. Роспатент. (2017). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Режим доступа: https://rospatent.gov.ru/ru/docs/interdocs/trips
27. European Commission. (2012). Innovating for sustainable growth: a bioeconomy for Europe. Available at: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/1f0d8515-8dc0-4435-ba53-9570e47dbd51/language-en
28. Bioeconomy strategy. https://research-and-innovation.ec.europa.eu/research-area/environment/bioeconomy/bioeconomy-strategy_en
29. Цели в области устойчивого развития. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
30. Парижское соглашение. https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agreement.pdf
31. Position on the New Industrial Strategy for Europe. Adopted at the ETUC Executive Committee of 2 July 2020. https://www.etuc.org/system/files/document/file2020-07/Adopted%20-%20ETUC%20position%20on%20the%20New%20Industrial%20Strategy%20for%20Europe%20-%20EN.pdf
32. Circular economy action plan. https://environment.ec.europa.eu/strategy/circular-economy-action-plan_en
33. Accelerating clean energy innovation. https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/4916965d-e9dd-11e6-ad7c-01aa75ed71a1/language-en
34. Например, стратегия Франции. Ministre de l’Agriculture et de la Souveraineté alimentaire et de La Foret. (2017). La stratégie nationale bioéconomie: remettre la photosynthèse au cœur de notre économie). Available at: https://agriculture.gouv.fr/la-strategie-nationale-bioeconomie-remettre-la-photosynthese-au-coeur-de-notre-economie (in French).
35. «От фермы до стола» (From Farm to Fork Strategy). European Commission. Farm to Fork Strategy. For a fair, healthy and environmentally-friendly food system. Available at: https://food.ec.europa.eu/document/download/472acca8-7f7b-4171-98b0-ed76720d68d3_en?filename=f2f_action-plan_2020_strategy-info_en.pdf
36. Food 2030. Pathways for action 2.0: R&I policy as a driver for sustainable, healthy, climate resilient and inclusive food systems. Продовольствие 2030. Bizzo G., Fabbri K., Gajdzinska M., Haentjens W., Lueth D., Lutzeyer H., Luvarà G., Meloni, G., Molina Villanueva J., Sainz Lopez N., Schoumacher C., Zampoukas N. (2023). Food 2030: pathways for action 2.0: R&I policy as a driver for sustainable, healthy, climate resilient and inclusive food systems. Publications Office of the European Union. Available at: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/abbb2634-9001-11ee-8aa6-01aa75ed71a1/language-en
37. Концепция повышения продовольственной безопасности государств – участников СНГ. Режим доступа: https://ecfs.msu.ru/Low_documents/International/%D0%A1%D0%9D%D0%93.pdf
38. Концепция согласованной аграрной политики государств – участников СНГ. Режим доступа: https://files.bc-cis.com/upload/files/71666262821_file.pdf
39. Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 15.09.2004 «Об Основных направлениях создания и функционирования рынка зерна СНГ на период до 2010 года». Режим доступа: http://kaznachey.com/doc/0BFonTI7aze/
40. Решение от 19 ноября 2010 года «Об основных направлениях создания и функционирования рынка мясомолочной продукции государств – участников СНГ». Режим доступа: https://files.bc-cis.com/upload/files/81666261641_file.pdf
41. Решение Экономического совета СНГ от 13 марта 2009 г. «О Положении об организации товарооборота на рынке плодоовощной продукции и картофеля государств – участников СНГ на основе международной товаропроводящей системы “Зеленый коридор”». Режим доступа: https://base.garant.ru/2568293/
42. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности в республике». Режим доступа: https://lex.uz/docs/6802700
43. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 11 декабря 2009 г. № 464 «О Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества» (г. Санкт-Петербург). Режим доступа: https://base.garant.ru/2568772/
44. Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/47b/r_35_konc.pdf
45. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855
46. Проект Концепции коллективной продовольственной безопасности ЕАЭС. Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0123907/pd_28062019_att.pdf
47. Совет Евразийской экономической комиссии. Решение от 14 сентября 2021 года № 89 «Об общих принципах и подходах к обеспечению продовольственной безопасности государств – членов Евразийского экономического союза». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/608888310
48. Проект «Евразийский Агроэкспресс». https://evrazlog.com
49. УВ 2022 г. Россия ввела запрет на экспорт зерновых культур.
50. По данным FAO, отсутствие доступа к сбалансированным рационам питания является одной из главных причин роста случаев неинфекционных болезней.
51. Global Food Security Act of 2016. Congress.gov. S.1252 – Global Food Security Act of 2016. Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/senate-bill/1252/text?overview=closed
52. Congress.gov. S.3089 – Food Security is National Security Act of 2021. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/3089/text
53. Feed the Future. Available at: https://www.feedthefuture.gov/
54. The United States Agency for International Development (USAID). https://www.usaid.gov
55. Bioeconomy Forum: Developing an Agenda for Brazil. https://arquivos.portaldaindustria.com.br/app/conteudo_24/2013/10/18/411/20131018135824537392u.pdf
56. The FOME ZERO (Zero Hunger) Program. https://www.fao.org/4/i3023e/i3023e00.htm
57. LEI DE SEGURANÇA ALIMENTAR E NUTRICIONAL. LEI Nº 11.346, DE 15 DE SETEMBRO DE 2006. (in Portuguese). http://www4.planalto.gov.br/consea/conferencia/documentos/lei-de-seguranca-alimentar-e-nutricional
58. Constitution of the Federal Republic of Brazil – 1988. Конституция Бразилии (5 октября 1988 г.), ст. 6. República Federativa de Brasil / Federative Republic of Brazil Constitución Política de 1988, con reformas de 1996, em inglês 1988 Constitution, with 1996 reforms in English. Available at: https://wipolex-res.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/br/br117en.pdf
Список литературы
1. Danalya, A.A., Gulyaeva, E.E. (2022). Problems of Biosafety in Current International Law. Moscow Journal of International Law, (2), 66–84. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-2-66-84
2. Lanzerath, D., Schurr, U., Pinsdorf, C., Stake, M. (2022). Bioeconomy and Sustainability. Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-87402-5
3. Pawlak, K., Kołodziejczak, M. (2020). The role of agriculture in ensuring food security in developing countries: Considerations in the context of the problem of sustainable food production. Sustainability, 12(13), 5488. https://doi.org/10.3390/su12135488
4. Pender, A., Kelleher, L., O'Neill, E. (2024). Regulation of the bioeconomy: Barriers, drivers and potential for innovation in the case of Ireland. Cleaner and Circular Bioeconomy, 7, 100070. https://doi.org/10.1016/j.clcb.2023.100070
5. Sarayev, N., Studenikina, S. (2020). Regulatory and legal means of ensuring food security and its role in the implementation of national priorities of the Russian Federation. E3S Web of Conferences, 210, 03008. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021003008
6. Sharova, I., Dzedzyulya, E., Lavrova, A. (2017). Bioeconomy global trends in agriculture and food safety. Asian Journal of Microbiology, Biotechnology and Environmental Sciences, 19(4), 1070–1082.
7. Tyczewska, A., Twardowski, T., Woźniak-Gientka, E. (2023). Agricultural biotechnology for sustainable food security. Trends in Biotechnology, 41(3), 331–341. https://doi.org/10.1016/j.tibtech.2022.12.013
8. Елисеев, В.С. (2022). Проблемы правового обеспечения продовольственной безопасности России в свете санкционной политики недружественных государств. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), (5), 71–77. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.93.5.071-077
9. Золин, М.И., Перушкина, Е.В., Сироткин, А.С. (2018). Агропромышленный кластер как фактор развития региональной биоэкономики. Управление устойчивым развитием, 3(16), 16–18.
10. Ирошников, Д.В. (2017). Вопросы правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации на современном этапе. Юридическая наука, (5), 164–171.
11. Фастович, Г.Г. (2019). Правовое регулирование продовольственной безопасности в сфере агропромышленного комплекса Российской Федерации. Эпоха науки, (20), 323–326. https://doi.org/10.24411/2409-3203-2019-12061
Об авторе
М. В. НекотеневаРоссия
Мария В. Некотенева, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры интеграционного и европейского права
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Некотенева М.В. Правовое обеспечение продовольственной безопасности в рамках развития биоэкономики: интеграционный аспект. Lex Genetica. 2024;3(4):82-106. https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-82-106
For citation:
Nekoteneva М.V. Legal Support for Food Security in the Context of Bioeconomy Development: Integration Aspect. Lex Genetica. 2024;3(4):82-106. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/lexgen-2024-3-4-82-106